Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа       "Лицей №1"

Сайт учителя истории и обществознания

Квасовой Людмилы Николаевны

Правила написания эссе по обществознанию

 

Эссе – это разновидность сочинения в прозе, обладающая признаками краткости и свободы выбора темы, а также свободы в изложении материала. Французский мыслитель Мишель Монтень был первооткрывателем этого жанра. Его знаменитые «Опыты» написаны в виде эссе.

Цель эссе - донести информацию о чём-либо и разъяснить описываемое явление. Достижение цели осуществляется с помощью непосредственной авторской речи. В эссе нет сюжетной линии и персонажей.

Как правило, излагаемая в эссе точка зрения автора бывает новаторской и сугубо личной. Его мнение, в соответствии с традицией жанра, может относиться к областям критики, публицистики, философии, а также затрагивать научно-популярные темы.

Современные школьники пишут обязательные эссе в соответствии с требованиями Единого Государственного Экзамена. Примерами являются сочинения в областях обществознания, русского и иностранного языков, литературы. Учащийся обязан:

- письменно изложить свои мысли (грамотно и чётко);

- продемонстрировать самостоятельное творческое мышление.

Правила написания эссе

Требования к теме

Цель темы – убедительное приглашение читателя к размышлениям и полемике. Рекомендуется выбрать спорное утверждение или проблемный вопрос и превратить их в тему. Например: «Кому выгодно дело Pussy Riot?», «Почему я не хочу участвовать в митингах» и т.д.

Структурные особенности

1. Вводная часть. Смысл и основания тематической формулировки. Постановка главного вопроса по теме, который получит свой ответ в основной части (в «теле текста»). Актуальное состояние темы (необходимо его обосновать и доказать). Терминология с объяснениями.

2. «Тело текста» (главная часть). Развёрнутый ответ на основной вопрос. Необходимо проанализировать данные, которые находятся в распоряжении автора и защитить аргументами его точку зрения. Рекомендуется использовать категориальные философские пары и описывать связи: причинно-следственные, формально-содержательные, отношения целого и частей и т.п. Правило абзацев: один абзац – одна мысль.

3. Заключительная часть. Объединение выводов. Обзор итогов. Повторение основных утверждений, к которым желательно подобрать цитату.

Эссе по Обществознанию

Каждое правило написания эссе в этой области требует знать проблематику семи обществоведческих наук:

* философия,

* социальная психология,

* экономика,

* социология,

* политология,

* правоведение.

Сочинение должно быть творческим. Автор осмысливает проблемные ситуации, изложенные в задании и излагает свою точку зрения по ним. Необходимо представить серьёзные аргументы, оперировать обществоведческими понятиями и терминами, показать владение теоретическими положениями. Крайне желательно пользоваться фактами, опирающимися на личный или социальный опыт учащегося.

Критерии оценки эссе по обществознанию:

* Правильное использование и отличное знание основных обществоведческих терминов.

* Умение охарактеризовать, объяснить и сравнить множество социальных процессов и объектов.

* Опора на собственные иллюстрации к положениям теории.

* Способность лично оценивать социальные факты.

Требования для получения высшей оценки:

* Проблематика эссе раскрывается на уровне теории.

* Авторская позиция сформулирована и защищена.

* Мнение автора опирается на общественную жизнь (доказана способность к анализу фактов) и на собственный опыт жизни в обществе.

* ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА ТЕМУ "Я И МОЯ КАРЬЕРА"

* Я и моя карьера

* В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на  то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».

* Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

* Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

* В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

* В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»